Советское общество послевоенной эпохи является более буржуазным, чем современное
Я напомню свой старый тезис, что советское общество послевоенной эпохи является более буржуазным по своим "менталитету", морали, потребностям и скрытым, подавленным интенциям, чем современное. Этот факт, кстати, не отменяет даже то обстоятельство, что и современное общество буржуазно не в меньшей степени. Правда, оно в большей мере расколото и потому склонно свою буржуазность проблематизировать и даже дистанцироваться от нее. Впрочем, о современной низовой буржуазности (ролевой не в меньшей степени, как и буржуазность предыдущего времени) - в другой раз. Я о советской.
Прекрасный источник сведении о последней - советский кинематограф. Я собрал уж коллекцию фильмов, исследующих данную тему - сатирически и трагически: это и "Гараж" и "Странные люди - взрослые" и т.д.. И вот вчера открыл для себя новый фильм подобного рода. Это "По семейным обстоятельствам" 1978 года. Фильм, заявленный как комедия, далеко не шедевр, местами даже скучный. Но там полно выдающихся актеров: Евг. Евстигнеев, Галина Польских, Евг. Стеблов, Р. Быков, Ан. Папанов, Вл. Басов и т.д. Букет. Однако, я отвлекусь от его эстетического анализа, гляну на него как социолог.
Выделю один из сюжетных поворотов: героиня Г. Польских сталкивается с теневым рынком недвижимости - его представляет "маклер" в исполнении Вл. Басова. Рынок очень теневой, настолько теневой, что герои конспирируют и используют специфический язык, чтобы договариваться о делах. Зритель, конечно, хохочет - хохотал и я, наслаждаясь игрой актеров. Какую информацию мы можем отсюда выудить? 1. Официальный оборот (рынок в бюрократически превращенной форме) недвижимости явно не удовлетворял потребности населения (можем только догадываться, чем: обьемами, бюрократизмом, ценами или еще чем?); 2. поэтому население прибегало к услугам теневого ("чистого", то есть, не контролируемого государством) рынка, который, видимо, обладал в его глазах рядом преимуществ. Обращу внимание на нестардатное (для советского кино) развитие сюжета: жулик-"маклер" (которого играет Вл. Басов) никак не наказывается, а... становится работником судебной системы.
Сурова ты, советская сатира!
Я убежден, что советский кинематограф, равно как и советская "официальная" литература являются вполне правдивым источником по истории советского общества, по крайней мере, не менее правдивым, чем весьма односторонние его диссидентские описания (которые, конечно, имеют свои преимущества).